Актуальный вопрос: в городской Думе обсудили механизмы реализации дополнительных мер соцподдержки при проезде в общественном транспорте

Рабочее совещание, посвященное этой теме, на минувшей неделе провел спикер городского парламента Георгий Колягин.

В нем приняли участие заместители председателя городской Думы Геннадий Тищенко и Александр Куриленко, председатель думского комитета по социальной политике Валерия Бруснева и руководитель комитета труда и соцзащиты населения администрации города Ставрополя Лариса Карпенко.

К участию в разговоре также были приглашены заместитель министра дорожного хозяйства и транспорта Ставропольского края Денис Янаков, исполняющий обязанности директора ГКУ «Ставропольавто» Николай Трубицин, руководители структурных подразделений ставропольской мэрии, представитель прокуратуры.

Суть проблемы заключается в том, что не на всех муниципальных маршрутах можно воспользоваться льготами, которые предусмотрены решением Ставропольской городской Думы о дополнительных мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан при проезде в городском общественном транспорте. На то, что далеко не в каждом автобусе принимают проездные билеты, пожаловались, в частности, жители бульвара Зеленая роща и обратились за разъяснениями в городской парламент.

Решение об установлении дополнительных мер соцподдержки было принято семь лет назад. Пенсионерам, многодетным семьям, родителям, воспитывающим детей-инвалидов, одиноким матерям, школьникам и другим категориям граждан было дано право приобрести билет длительного пользования для проезда в городских автобусах и троллейбусах с 50-процентной скидкой. 100-процентная льгота при покупке проездного билета, согласно принятому решению, должна предоставляться участникам и инвалидам Великой Отечественной войны, лицам, награжденным знаком "Жителю блокадного Ленинграда", бывшим несовершеннолетним узникам концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами.

Почему на деле граждане не могут воспользоваться этими льготами? Причин несколько. Во-первых, выпадающие доходы перевозчиков компенсируются из местного бюджета, но для того, чтобы получить субсидии на возмещение затрат по перевозке льготников, нужно добровольно собрать целый пакет документов, подтвердить свои расходы и предоставить информацию в комитет труда и соцзащиты. По такой схеме работают крупные транспортные организации. С недавних пор право на участие в отборе для получения субсидии также получили индивидуальные предприниматели. Однако значительную долю ставропольских перевозчиков составляют участники простых товариществ, а для такой организационно-правовой формы получение компенсирующих субсидий не предусмотрено. Впрочем, если простые товарищества наряду с организациями и ИП получат право на возмещение затрат, это вовсе не означает, что во всех маршрутках города начнут тут же принимать проездные билеты, потому что обслуживание льготных пассажиров предполагает личную инициативу и социальную ответственность перевозчика.

Во-вторых, отсутствует механизм понуждения к исполнению решений городского парламента. Несмотря на то, что Дума приняла муниципальный правовой акт в соответствии с законодательством и в рамках своих полномочий, ответственность за неисполнение решений представительного органа местного самоуправления как таковая в корпусе российских законов не прописана. И если для перевозчиков, осуществляющих свою деятельность по регулируемым тарифам, условие соблюдения местных нормативно-правовых актов, можно теоретически включить в государственный или муниципальный контракт, то перевозчикам, использующим нерегулируемый тариф и занимающимся пассажирскими перевозками без заключения контракта на основании соответствующих свидетельств, поставить такое условие в рамках действующего законодательства просто невозможно.

Свое мнение по обсуждаемому предмету высказал председатель Ставропольской городской Думы Георгий Колягин:

- Возможно, нам придется выходить в краевой парламент с законодательной инициативой, которая будет нацелена обязать перевозчиков предоставлять льготный проезд отдельным категориям граждан в общественном транспорте в соответствии с решениями представительного органа местного самоуправления. Отсутствие реальных мер воздействия создает почву для игнорирования законных требований муниципалитета, в том числе в таких социально значимых областях, как транспортное обслуживание населения.

Дискуссия была непростой. Озвучивались разные точки зрения и предложения, например, монетизировать проездные льготы. Но для местного бюджета это однозначно не выход: наша казна таких расходов не вынесет. Можно вспомнить советский опыт, когда субсидия на возмещение выпадающих доходов перевозчикам выплачивалась автоматически, по расчетным средним значениям числа льготных поездок. Но в то время перевозчик, как правило, в городе был вообще один, транспортное обслуживание было максимально централизовано и упорядочено, а ситуация незаконного обогащения казенными средствами за непредоставленные услуги льготной перевозки была попросту исключена. Возможно, и нам есть смысл задуматься о сокращении действующих на этом поле акторов в пользу большего порядка.

В любом случае, жители нашего города должны иметь возможность в полной мере реализовывать свои права, в том числе на льготный проезд в общественном транспорте. И, заходя в автобус или троллейбус, человек не должен озадачиваться вопросами, по какому тарифу работает этот перевозчик, получает ли он компенсации из бюджета и что сделал муниципалитет, чтобы обязать его исполнять принятые решения. Это наши вопросы, городской власти. Люди специально делегировали нам полномочия, чтобы мы их решали. А человек должен просто показать свой проездной и воспользоваться данными ему льготами.

В последнее время ситуация в сфере льготного проезда на муниципальных маршрутах Ставрополя определенно улучшилась, положительная динамика есть: краевой миндор и городской комитет соцзащиты планомерно работают по этому направлению, однако до окончательного решения проблемы еще очень далеко. Участники совещания, проведенного в городском парламенте, условились проработать отдельные предложения и после встретиться снова. Актуальный транспортный вопрос остается на контроле депутатов и ответственных структур.

 

Фотогалерея

Дата публикации 08.10.2024 10:21:00