Александр Куриленко: Меняя мир вокруг себя

На минувшей неделе в Ставропольском государственном аграрном университете для студентов, обучающихся по специальности «Государственное и муниципальное управление», прошла лекция, на которой будущим муниципальным служащим и управленцам рассказали о структуре органов местного самоуправления города Ставрополя, их полномочиях и принципах работы. В общем-то обычная история, если бы не личность лектора: в роли преподавателя в тот раз выступил заместитель председателя Ставропольской городской Думы, координатор партии ЛДПР в краевой столице Александр Куриленко, который в свое время не только окончил СтГАУ по этой же специальности, но и в бытность свою студентом сумел попасть в шестой созыв городского парламента, став одним из самых молодых депутатов за всю историю Думы Ставрополя.

Мы решили узнать у Александра Куриленко, как прошло общение со студентами, и поговорить о его работе в Думе нынешнего созыва, дальнейших планах и депутатских проектах.

– Александр Иванович, не так часто депутатов приглашают на лекторскую трибуну и еще реже просят рассказать о системе органов муниципального управления. Скажите, кому принадлежит идея проведения лекции?

– Это предложение университета. Я на него с готовностью откликнулся, потому что в принципе поддерживаю любые образовательные начинания, к тому же СтГАУ – это моя альма-матер, в стены которой всегда приятно возвращаться.

– Расскажите подробнее о содержательной части лекции.

– Мы изучили структуру органов местного самоуправления, которая закреплена в Уставе нашего муниципального образования. Детально разобрали полномочия Думы, главы города, администрации и контрольно-счетной платы. Поговорили о том, как они взаимодействуют при решении вопросов местного значения. Самый яркий пример такого взаимодействия – это, конечно, работа над бюджетом, в которой участвуют все. Рассказал о внутренней структуре Думы и мэрии. Если об администрации знают, что у нее существуют территориальные и отраслевые органы, то о профильных комитетах и Совете Думы имеют представление далеко не многие. Собственно теоретическая часть заняла около академического часа, больше времени мы потратили на живое обсуждение.

– Какие вопросы задавали будущие коллеги?

– Хочется верить, что они действительно ими будут. К сожалению, по моим наблюдениям, по специальности идут работать только около тридцати процентов выпускников. И это уже прогресс, потому что раньше, когда я, например, получал диплом (это было в 2013 году), было еще меньше. И одним из самых актуальных вопросов, прозвучавших на встрече, был как раз вопрос будущего трудоустройства. Я посоветовал ребятам не терять время даром, сразу определяться со своими предпочтениями и устраиваться на преддипломную практику именно туда, где они нацелились получить место.

Спрашивали о молодежном парламенте при Думе, о моем личном опыте, как это я умудрился в 21 год стать депутатом. Пришлось немного разочаровать: достижения с неба не падают, и, чтобы прийти к такому результату, я активно работал в партии с 14 лет.

– Кстати, о личном опыте. Вы уже дважды депутат Ставропольской городской Думы, причем в действующем созыве занимаете должность вице-спикера и являетесь депутатом на постоянной основе. Кроме того, Вы были депутатом Думы Шпаковского муниципального округа и заместителем главы администрации Шпаковского района. Какие сравнения и параллели можете провести исходя из опыта работы в этих структурах?

– Начну с того, что каждый опыт по-своему бесценен и, безусловно, вносит вклад в формирование профессиональных качеств. Работа в исполнительном и в представительном органе, конечно, имеет различия. Администрация – это орган с четкой иерархией, строгой субординацией и большим практическим функционалом. Есть задача – ее надо выполнить, причем выполнить в срок. Можно сказать, администрация, да и вообще любой исполнительный орган, – это не место для дискуссий, хотя рациональные предложения всегда приветствуются. Дума же – это орган коллегиальный, депутаты в своих правах и полномочиях равны между собой, и выработка решений здесь происходит в основном именно дискуссионным способом: путем обсуждения, проведения консультаций, внесения корректив. При том, что я считаю работу депутата не менее ответственной, чем, скажем, работу замглавы администрации муниципального района, в части организации рабочего процесса она все же не ограничена такими строгими рамками. Каждый парламентарий формирует свой собственный темп работы, график личных встреч, приемов граждан, проведения иных мероприятий. Особенно если речь идет о депутате, который исполняет свои полномочия на общественных началах, а таких подавляющее большинство.

Если сравнивать Думы Ставрополя и Шпаковского округа, то при всей схожести полномочий двух представительных органов Дума краевой столицы имеет более высокий уровень развития парламентаризма. Здесь более отточенная практика подготовки и рассмотрения проектов муниципальных правовых актов – а это основа нормотворческой деятельности – и в большей степени реализуются контрольные функции парламента. Это ни в коем случае не упрек бывшим коллегам, просто констатация факта. Наверное, так и должно быть. Ставрополь как центр региона всегда должен быть примером политической культуры для остальных территорий края.

Что касается созывов Думы Ставрополя, шестого и восьмого, различия тоже имеются. Изменился Устав города и Регламент Думы. Появилась дистанционная форма заседаний, что связано с эпидемиологической ситуацией. В нынешнем созыве сократилось число представителей оппозиционных партий. Раньше при принятии решений, где требовалась квалифицированное большинство, оппозиционные депутаты, объединившись, могли навязать если не волю, то хотя бы диспут. Сейчас такой возможности нет. Но я лично убежден, что в основе продуктивной работы лежит осознание границ своих возможностей и нацеленность на максимальный результат в рамках доступного. Должен сказать, что контакт с коллегами по парламенту, несмотря на разность политических взглядов, в целом налажен хороший, и я нахожу поддержку в важных для меня проектах с их стороны.

– О каких проектах идет речь?

– В частности, о проекте «Коридоры власти», который мы обсуждали с председателем Думы Георгием Семеновичем Колягиным. Это продолжение темы, начатой еще в шестом созыве. По своей сути это также образовательный проект, который призван познакомить студентов с работой представительного органа. Их в прямом и переносном смысле проводят по коридорам власти, рассказывают и показывают чем живет и дышит Дума, как работает ее аппарат, как готовятся, принимаются и оформляются думские решения. В общем знакомят с азами и тонкостями нормотворческого процесса. Для чего это нужно? Для того, чтобы повысить общую грамотность и правовую культуру молодых людей. Я уверен, что каждый гражданин, имеющий активное избирательное право, должен также иметь представление о деятельности Думы и всей системы муниципального управления. Это базовые знания, необходимые для полноценной реализации тех самых избирательных прав: кого мы избираем, зачем и как все это работает. Активный избиратель – это грамотный избиратель, человек, в полной мере понимающий и принимающий ответственность за свой выбор и его последствия.

– Не так давно в своих соцсетях Вы анонсировали проведение «Дня с депутатом». Еще один проект, берущий начало в предыдущем созыве. Он уже прошел?

– Нет, прием заявок еще продолжается. Их уже больше дюжины. Пишут, как правило, молодые люди, студенты, школьники, но попадаются и анкеты от работающих граждан. В ближайшее время с некоторыми из них мы проведем насыщенный депутатский день.

– Судя по Вашим делам, Вы много времени уделяете работе с молодежью.

– На самом деле такого формата нет. В моей системе координат отсутствует возрастная ось, я с удовольствием и в равной степени вовлеченно общаюсь с людьми любого возраста.

– Но разница в общении все же есть…

– Скорее не в общении, а в каналах связи. С людьми старшего возраста общаемся в основном на приемах граждан или по телефону, пандемия дает о себе знать. А молодежь и люди средних лет предпочитают коммуницировать через соцсети. Сам я, как ни странно, предпочитаю личное общение дистанционному и убежден, что атмосферу живого разговора не способна заменить никакая информационная технология, однако понимаю, что надо идти в ногу со временем и выстраиваю свои контакты так, чтобы было удобно моим избирателям.

– Возвращаясь к образовательным проектам: что побуждает Вас ими заниматься, и насколько широко эта практика распространена в вашей деятельности?

– Это одна из форм работы с населением, которая помимо налаживания межличностного контакта преследует собственно образовательные цели через неформальный диалог и живое общение. К этому методу я прибегаю довольно часто, но если говорить конкретно о работе в этом созыве, то до лекции в СтГАУ у меня была онлайн-встреча в СКФУ на базе «Точки кипения». Я принимал участие в молодежном форуме «Управляй и совершенствуй» в декабре минувшего года. Мы также говорили о работе депутата, мифах, сопровождающих народных избранников, о том, как строится работа с гражданами и с чего начинать политическую карьеру.

На апрель этого года, ко Дню местного самоуправления у нас запланировано еще одно мероприятие в аграрном университете. Мы пока определяемся с форматом. В планах привлечь к сотрудничеству и другие учебные заведения: колледжи, школы. Сейчас работаем в этом направлении.

– Свою лекцию в СтГАУ Вы закончили знаменитым изречением, авторство которого приписывают одновременно Бруно Ясенскому и Юлиусу Фучику: «Не бойся врагов – в худшем случае они могут тебя убить. Не бойся друзей – в худшем случае они могут тебя предать. Бойся равнодушных – они не убивают и не предают, но только с их молчаливого согласия совершаются на земле все самые ужасные преступления». С чем связан такой выбор?

– Часто можно услышать, что наша молодежь инертная, безынициативная, ни в чем не заинтересованная. Это не так. Им нужен толчок и правильная подача материала. Это, к слову, еще одна причина, по которой я занимаюсь образовательными проектами. И своим личным примером, и нашим совместным обсуждением тех или иных тем я стараюсь их подвести к главной мысли: каждый человек имеет достаточно большое влияние, просто в массе своей люди привыкли недооценивать себя и свои возможности и из-за этого становятся безучастными. Так вот важно научиться пользоваться своими возможностями и употреблять их на благо, не бояться брать на себя ответственность и принимать решения. Это справедливо и для профессиональной деятельности, и для повседневной жизни. Как я уже говорил, нужно осознать границы доступного и преобразовывать пространство к лучшему в рамках этих границ, постепенно они раздвинутся и перед вами откроются новые горизонты и вершины. Чтобы достичь звезд, начинать нужно с малого. Верю, если каждый из нас преодолеет свой страх и нерешительность, однажды общими усилиями мы преобразуем весь мир.

Фотогалерея

Дата публикации 24.03.2022