Главным образом речь шла о делегировании государственных полномочий городу в части предоставления населению первичной медико-санитарной и скорой медицинской помощи. Напомним, что в начале прошлого года вступили в силу отдельные положения федерального закона об основах охраны здоровья граждан, которые регулируют полномочия органов власти субъектов РФ и муниципальных органов в сфере здравоохранения. Указанные нормы закрепляют за субъектами полномочия по организации оказания гражданам медпомощи, ранее возлагавшиеся на муниципалитеты, что влечет за собой передачу имущества, используемого в целях охраны здоровья, из муниципальной собственности в собственность региона. Сохранение же зданий, сооружений, оборудования, транспортных средств и любого другого имущества, необходимого для оказания медпомощи, в собственности муниципалитета возможно лишь при наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями в части оказания этой самой медпомощи. Вот такой «пинг-понг», как очень точно подметил Леонид Рошаль при обсуждении федерального закона.

 

Следует оговориться, что принудительная передача имущества федеральным законодателем не предусмотрена, тем не менее вопрос о предоставлении отдельных госполномочий органам местного самоуправления целиком и полностью находится в ведении субъекта РФ, являясь его правом, а не обязанностью. Таким образом, вполне вероятна ситуация, когда муниципалитет, имея на руках имущество, воспользоваться им по назначению, то есть для оказания медицинской помощи населению, не сможет, по причине отсутствия прав на предоставление медицинской помощи.

В Ставрополе ситуация складывается следующим образом: в 2013 году городская собственность «защищена» краевым законом, передавшим соответствующие госполномочия муниципалитету, однако не за горами год 2014-й, и уже полным ходом идет подготовка к тотальной передаче всей городской сети медицинского обеспечения – а это 22 учреждения здравоохранения – на баланс края.

Суть непростого разговора о полномочиях, инициатором которого стал председатель думского комитета по собственности Геннадий Тищенко, сводилась к одной известной истине: ломать – не строить, отдать всегда успеем, как потом наживать будем?

Опыт применения другими регионами закона об основах охраны здоровья на практике, о котором рассказала заместитель главы администрации Ольга Копейкина, заставляет серьезно задуматься. На деле все оказалось не так заманчиво, как на бумаге. И не идея, изложенная в законе, плоха. Ведь она позволяет слабым муниципальным образованиям, не способным самостоятельно на приличном уровне поддерживать медицину, не говоря уже о ее развитии, возложить эти обязанности на плечи региональных властей. Нет, идея хороша. Проблема, как это часто случается, заключена в реализации хорошей идеи. Подход к вопросу в субъектах дифференцированный, далеко не все кинулись сломя голову передавать свое имущество этажом выше, но там, где это сделали, полностью или частично, энтузиазма уже поубавилось, оценка результатов имущественных трансферов больше негативная, и речь понемногу начинает заходить об обратной передаче собственности.

В числе «не поддавшихся на провокацию» и оставивших за собой всю полноту полномочий в вопросе оказания медицинской помощи населению всего пять городов – все без исключения региональные столицы и одновременно крупные промышленные центры. Ни пяди родной медицины решили не уступать Саратов, Воронеж, Екатеринбург, Ростов-на-Дону и Тюмень.

Умело избежать чужих ошибок и грамотно воспользоваться опытом других регионов – так видят депутаты свою первостепенную задачу в определении ближайшего будущего системы здравоохранения города. По мнению думцев, Ставрополь, обладая достаточной доходной базой, достоин пойти по пути независимой пятёрки и в состоянии самостоятельно организовать эффективное функционирование медицинских учреждений.

В городе разработаны и успешно реализуются ведомственные целевые программы, направленные на модернизацию отрасли здравоохранения, сохранение кадрового потенциала медицинских организаций, обучение специалистов и повышение квалификации медработников, проведение капитального ремонта учреждений здравоохранения, приобретение санитарного автотранспорта скорой медпомощи, профилактику заболеваний и многое другое. Отказываться от этого смысла просто нет.

Тема, как неоднократно отмечалось в ходе встречи, сложная, требует вдумчивого, разностороннего подхода и взвешенного решения, отвечающего современным реалиям и вместе с тем ориентированного на перспективу.

Депутаты решили рекомендовать главе города Ставрополя обратиться к временно исполняющему обязанности губернатора СК с просьбой рассмотреть на краевом уровне вопрос о закреплении полномочий по оказанию медицинской помощи за органами местного самоуправления города Ставрополя и сохранения имущества, связанного с системой здравоохранения города, в рамках муниципалитета.

Дополнительно депутаты обсудили вопрос передачи двух зданий бывших детсадов, одно из которых сейчас занимает подразделение ГУ МВД РФ по СК, в муниципальную собственность. Оба здания расположены в густо населенных районах. Учитывая острую нехватку дошкольных учреждений, два детсада были бы серьезным подспорьем в сокращении вереницы очередников. Этот вопрос обсуждался ранее председателем комитета Геннадием Тищенко с руководством Росимущества по Ставропольскому краю и нашел принципиальную поддержку со стороны федеральной структуры.

Дата публикации 16.10.2013 05:45:11