Прокурор города Ставрополя разъясняет

Порядок предотвращения и урегулирования конфликта интересов на государственной и муниципальной службе определен Федеральным законом от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» (далее – Закон № 273-ФЗ).
Статьей 11 Закона № 273-ФЗ определен общий порядок предотвращения и урегулирования конфликта интересов на государственной и муниципальной службе, согласно части 1 которой государственный или муниципальный служащий обязан принимать меры по недопущению любой возможности возникновения конфликта интересов.
Кроме того, в соответствии с частью 2 статьи 11 Закона № 273-ФЗ, государственный или муниципальный служащий обязан в письменной форме уведомить своего непосредственного начальника о возникшем конфликте интересов или о возможности его возникновения, как только ему станет об этом известно.
Применительно к муниципальной службе порядок урегулирования конфликта интересов конкретизирован нормами части 2.1,2.2 и 2.3 ст. 14.1 Федерального закона № 25-ФЗ (далее – Закон № 25-ФЗ), в соответствии с которыми:
1) предотвращение или урегулирование конфликта интересов может состоять в изменении должностного или служебного положения муниципального служащего, являющегося стороной конфликта интересов, вплоть до его отстранения от исполнения должностных (служебных) обязанностей в установленном порядке и (или) в его отказе от выгоды, явившейся причиной возникновения конфликта интересов;
2) в случае, если владение лицом, замещающим должность муниципальной службы, ценными бумагами, акциями (долями участия, паями в уставных (складочных) капиталах организаций) приводит или может привести к конфликту интересов, указанное лицо обязано передать принадлежащие ему ценные бумаги, акции (доли участия, паи в уставных (складочных) капиталах организаций) в доверительное управление в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации;
3) непринятие муниципальным служащим, являющимся стороной конфликта интересов, мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов является правонарушением, которое влечет увольнение муниципального служащего с муниципальной службы.
Обязанность предотвратить возникновение у муниципального служащего личной заинтересованности лежит прежде всего на представителе нанимателя (работодателе), который уже при заключении с муниципальным служащим трудового договора должен учитывать все обстоятельства, которые могут способствовать возникновению конфликта интересов.
Организационный механизм урегулирования конфликта интересов на муниципальной службе определен частью 4 статьи 14.1 Закона № 25-ФЗ, в соответствии с которой для обеспечения соблюдения муниципальными служащими общих принципов служебного поведения и урегулирования конфликта интересов в органе местного самоуправления, аппарате избирательной комиссии муниципального образования в порядке, определяемом нормативными правовыми актами субъекта РФ и муниципальным правовым актом, могут образовываться комиссии по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих и урегулированию конфликтов интересов. Правовой основой регулирования вопросов, связанных с формированием и деятельностью этих комиссий, являются нормы Указа Президента Российской Федерации от 1 июля 2010 г. № 821.
Основными задачами комиссий являются:
1) содействие государственным органам в обеспечении соблюдения государственными гражданскими служащими Российской Федерации требований к служебному поведению;
2) содействие государственным органам в урегулировании конфликта интересов, способного привести к причинению вреда законным интересам граждан, организаций, общества, субъекта Российской Федерации или Российской Федерации.
Основанием для проведения заседания комиссии являются:
1) полученная от правоохранительных, судебных или иных государственных органов, от организаций, должностных лиц или граждан информация о совершении гражданским служащим поступков, порочащих его честь и достоинство, или об ином нарушении гражданским служащим требований к служебному поведению, предусмотренных ст. 18 Федерального закона о государственной гражданской службе;
2) информация о наличии у гражданского служащего личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту.
В случае, если в комиссию поступила информация о наличии у гражданского служащего личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов, председатель комиссии немедленно информирует об этом представителя нанимателя в целях принятия им мер по предотвращению конфликта интересов: усиление контроля за исполнением гражданским служащим его должностных обязанностей, отстранение гражданского служащего от замещаемой должности гражданской службы на период урегулирования конфликта интересов или иные меры.
По итогам рассмотрения информации, указанной в пункте 1 комиссия может принять одно из следующих решений:
1) установить, что в рассматриваемом случае не содержится признаков нарушения гражданским служащим требований к служебному поведению;
2) установить, что гражданский служащий нарушил требования к служебному поведению. В этом случае представителю нанимателя рекомендуется указать гражданскому служащему на недопустимость нарушения требований к служебному поведению, а также провести в государственном органе мероприятия по разъяснению гражданским служащим необходимости соблюдения требований к служебному поведению.
По итогам рассмотрения информации, указанной в пункте 2, комиссия может принять одно из следующих решений:
1) установить, что в рассматриваемом случае не содержится признаков личной заинтересованности гражданского служащего, которая приводит или может привести к конфликту интересов;
2) установить факт наличия личной заинтересованности гражданского служащего, которая приводит или может привести к конфликту интересов. В этом случае представителю нанимателя предлагаются рекомендации, направленные на предотвращение или урегулирование этого конфликта интересов.
Разрешение конфликта может состоять в изменении должностного или служебного положения государственного или муниципального служащего, являющегося стороной конфликта интересов, вплоть до его отстранения от исполнения должностных (служебных) обязанностей в установленном порядке, и (или) в отказе его от выгоды, явившейся причиной возникновения конфликта интересов.

Дата публикации 03.06.2019