Разговор на актуальные темы

Беседа с Геннадием Тищенко коснулась тех направлений работы возглавляемого им комитета Ставропольской городской Думы по собственности, экономическому развитию, торговле и инвестициям, которые сегодня больше всего интересуют жителей краевой столицы и волнуют депутатов. Речь шла о выкупе земли в собственность, о пополнении бюджета за счет аренды, о проблемах и перспективах муниципальных унитарных предприятий.

 

Геннадий Иванович, многие читатели задают такой вопрос: что выгодней – арендовать землю или выкупать ее в собственность?

При использовании арендованных земельных участков не стоит забывать, что тот, в чьей собственности они находятся, по разным причинам может расторгнуть договор. Только выкуп земельных участков в собственность дает гражданину право на полное распоряжение ими. Лишь собственник может беспрепятственно продать, сдать в аренду, заложить в банк для получения кредита, подарить или передать по наследству свою землю.

Но ведь выкупать земельные участки довольно дорого, не так ли?

Я бы сказал, что цены реальные и «вменяемые». В настоящее время размер выкупной стоимости земельных участков составляет всего лишь 10 процентов от кадастровой стоимости земельного участка увеличенной на базовый размер земельного налога. В то же время рыночная стоимость такого земельного участка, как показывает практика, гораздо выше. Для более четкого понимания могу привести несколько примеров. Так, выкупная стоимость участка, занятого под ИЖС, площадью 6 соток примерно составляет 13,5 тысяч рублей. В то же время его  рыночная цена составляет примерно от 600 тысяч до полутора миллионов. За выкуп участка под площадью 10 соток, на котором расположен производственный объект, нужно будет заплатить примерно 240 тысяч рублей, а его рыночная стоимость несколько миллионов. Приобретение в собственность 10 соток земли, занятой торговыми объектами, обойдется примерно в 1 миллион 100 тысяч рублей при рыночной цене порядка 4 миллионов. По-моему, простая и убедительная арифметика, а ведь в перспективе рыночная стоимость земли будет только расти. Хотелось бы обратить внимание горожан на то, лучше всего оформить в собственность и землю возле многоквартирных домов, чтобы обезопасить свои дворы от точечной застройки. Пока законодательство позволяет воспользоваться приобретением земельных участков в собственность по выгодной цене и с минимальным пакетом документов, и этим надо пользоваться.

Сложно ли оформить такую сделку?

Вовсе нет. Депутаты Ставропольской городской Думы вместе с комитетом по управлению муниципальным имуществом провели большую работу для того, чтобы горожане получали услуги быстро, квалифицировано и лишний раз не ходили по инстанциям. Чтобы оформить право собственности на земельный участок, необходимо  подать соответствующее заявление в муниципальное казенное учреждение «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг в городе Ставрополе». Через месяц у Вас на руках будет договор купли-продажи, который Вы можете подать в тот же МФЦ с целью получения свидетельства о государственной регистрации права на приобретенный на праве собственности земельный участок.

Давайте слегка сменим тему разговора. Сейчас много говорится о необходимости максимального сбора платы за предоставление в аренду земельных участков. Есть ли какие-нибудь сдвиги в этом направлении?

Арендная плата за земельные участки является одним из значительных

источников пополнения бюджета города Ставрополя. В том числе и эти средства обеспечивают строительство, реконструкцию и капитальный ремонт детских садов, школ, спортивных и культурных объектов и многое другое. Долгое время в краевом центре существовала практика, когда при помощи большого количества различных «лазеек» можно было не оплачивать  арендную плату и власти города лояльно были настроены к таким арендаторам. Но после смены руководства комитета по управлению муниципальным имуществом ситуация была переломлена и началась активная работа по своевременной оплате аренды и возврату задолженности в бюджет. Система стала понятной, прозрачной с равными условиями для всех. Насколько это важно, можно увидеть на следующем примере. В 2015 году на капитальный бюджет объектов образования заложен 51 миллион рублей. А сумма задолженность по арендной плате за землю на сегодняшний день составляет порядка 200 миллионов. Будь эти средства в бюджете, в краевом центре можно бы было без проблем отремонтировать все школы или построить новый детский сад на 150 мест.

 

         Какими методами ведется эта работа?

 

          Во-первых, это начисление пени за просрочку платежей. Если раньше ее размер был довольно незначительным, то сейчас он увеличен в разы и составляет 0,1 процента от суммы задолженности, при этом пеня начисляется за каждый пропущенный день платежа, что составляет 36 процентов годовых. Кроме того, в случае просрочки в течение двух периодов, каждый из которых исчисляется тремя месяцами, взыскание задолженности по аренде земли осуществляется в судебном порядке. Предусмотрены и процедуры по досрочному расторжению договоров аренды и освобождению земельных участков. В отношении злостных неплательщиков, не желающих выполнять обязательства по принятым решениям судов о взыскании, может быть наложен арест на имеющееся в собственности недвижимое имущество и банковские счета, а также инициирована процедура банкротства.

         Приведете конкретные примеры?

        Пожалуйста. На сегодняшний день администрацией подано 63 исковых заявления о признании должников банкротами, по 17 арендаторам уже введена процедура банкротства. Остальные в добровольном порядке погасили всю задолженность. Процедура наблюдения введена в отношении
таких арендаторов, как ООО «Инициатива, поиск, творчество, эксперимент», ООО «Иман», ООО «Гермес», ОАО – завод «Ставбытхим», ООО «Капелла»,
ООО фирма «Ставкомстрой» и ряда других.

Расскажите о работе городской комиссии по контролю за поступлением арендной платы за землю.

Она создана для работы с неплательщиками и включает депутатов Ставропольской городской Думы и сотрудников администрации краевого центра. На заседаниях комиссии разбирается каждый отдельный случай неуплаты аренды, с должниками проводится серьезный разговор. Подход к арендаторам сугубо индивидуальный, и в некоторых случаях комиссия идет  им навстречу, ищет компромиссные варианты.

Мы намерены активно продолжать работу по взысканию задолженности по аренде в бюджет краевого центра и призываем всех недобросовестных арендаторов не копить долги. Ведь рано или поздно выполнить свои обязательства перед городом все равно придется. Да и выгоднее своевременно вносить плату за использование земель, чем потом нести дополнительные расходы – штрафные санкции, судебные издержки, исполнительские сборы. Кроме того, можно в негативном свете увидеть себя в средствах массовой информации, в сети Интернет или на банерах с подписью «Они пользуются муниципальным имуществом за ваш счет».

          Хотелось бы отметить и вот какой факт – налоги за землю, находящуюся в собственности, у нас платятся исправно, до 95 процентов, а вот перечисления арендной платы едва превышают 70. Думаю, что проводимая нами работа должна дать результат, и неплательщики аренды поймут, что их ждут неотвратимые штрафные санкции, о которых мы говорили выше.

          Хочу подчеркнуть, что мы готовы пойти навстречу тем, у кого имеется задолженность. На июльском заседании депутаты Ставропольской городской Думы внесли изменения в Положение о бюджетном процессе в городе Ставрополе, наделяющие администрацию полномочиями по проведению реструктуризации задолженности по арендным платежам. Теперь арендаторы имеют возможность получать рассрочку образовавшейся на 1 января 2015-го задолженности на три года с возможностью списания начисленных пеней.

 

В завершающей части беседы коснемся темы, которая часто становится предметом заседаний возглавляемого Вами комитета – работы муниципальных унитарных предприятий.

 

 Главная задача на сегодня – определение степени потребности в них исходя из социальной значимости, а также обоснования экономической составляющей деятельности с учетом рисков неплатежеспособности и банкротства. В этой связи перед нами стоит задача по избавлению от непрофильных муниципальных унитарных предприятий. Кроме того, повышенное внимание уделяется работе МУПов, которые обеспечивают предоставление стратегических и социально значимых товаров, работ и услуг в сфере транспорта и коммунального хозяйства.

Как проходит эта работа?

 

По итогам совещаний, заседаний рабочих групп и комиссий, в которых принимал участие глава города Ставрополя Георгий Колягин, давались определенные поручения органам администрации, имеющим в ведомственном подчинении муниципальные унитарные предприятия. В результате МУПы стали планировать и анализировать свою финансово-хозяйственную деятельность, утверждать и разрабатывать перспективные планы развития.

Из 38 имевшихся до недавнего времени в Ставрополе  муниципальных унитарных предприятий в отношении 18-ти принято решение о закрытии, других ждет реорганизация путем слияния или преобразования в автономные бюджетные учреждения. В качестве примера можно привести ситуацию МУПами, работающими в сфере жилищно-коммунального хозяйства в Ленинском районе. Там несколько малоэффективных предприятий были объединены в одно, которое сегодня успешно работает.

Ведь создана и специальная комиссия по контролю за осуществлением органами администрации полномочий собственника имущества в отношении подведомственных муниципальных унитарных предприятий.

Это сделано по  моей инициативе в целях повышения эффективности деятельности муниципальных унитарных предприятий и использования муниципального имущества, а также координации и контроля выполнения отраслевыми органами администрации города возложенных на них полномочий по осуществлению прав собственника имущества в отношении подведомственных предприятий. В составе комиссии работают депутаты Ставропольской городской Думы и сотрудники администрации. В процессе деятельности данного органа были изменены подходы к оценке эффективности деятельности предприятий, а именно, проведены комплексные анализы финансово-хозяйственной деятельности, дана оценка риска и наличия возможности банкротства МУПов. Отмечу, что ранее ничего подобного не проводилось. Результаты этой работы стали основополагающим критерием  при обсуждении и формировании предложений в отношении дальнейших мероприятий и действий по функционированию муниципальных предприятий.

Какие критерии, помимо финансовой деятельности, использовала комиссия при оценке деятельности МУПов?

Социальная значимость, риски банкротства и утраты в связи с этим муниципального имущества, соответствие деятельности предприятия целям и задачам муниципального образования, экономическая эффективность в плане наполняемости бюджета, наличие возможности у предприятия самостоятельно осуществлять ремонт и восстановление своих основных фондов. По итогам проведенных заседаний комиссии были даны поручения отраслевым органам по оптимизации работы городских МУПов и недопущению утраты муниципального имущества.

Большое спасибо за интересный и содержательный разговор. Думаю, что многие читатели найдут в нем ответы на интересующие их вопросы.

Очень надеюсь на это. Спасибо Вам.

 

Беседовал Олег Чесноков.

Дата публикации 14.08.2015 08:35:30